— Новости отрасли


19.07.2023

Новый формат благоустройства

Как ведомственный конкурс меняет подход к благоустройству в стране.

Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды (для малых городов и исторических поселений) проводится Минстроем России по поручению главы государства с 2018 года. За это время он стал именем нарицательным, оставив после себя сотни реализованных проектов, системы управления, выстроенные в регионах и муниципалитетах, и целый рынок проектных команд. Специально для «Стройгазеты» один из конкурсных партнеров министерства — Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) совместно с изданием о городском развитии «Кто твой город», экспертами и практиками анализирует промежуточные пятилетние итоги конкурса, проводимого в рамках национального проекта «Жилье и городская среда».

Залог успеха

У ведомства действительно получился конкурс для всей страны. Каждый год в нем принимают участие больше тысячи городов — это абсолютное большинство муниципальных образований в России. Изначально он был направлен на радикальное повышение качества городской среды в малых городах и благодаря тщательно разработанным правилам подготовки заявки и критериям оценки позволил впервые применить в благоустройстве комплексный подход — со всесторонним анализом, вовлечением жителей, оценкой экономических эффектов.

За пять лет конкурс серьезно изменился. Только за последние два года возможность принять в нем участие предоставили городам с численностью населения от 100 до 200 тысяч жителей (таких в России 76), а также муниципальным образованиям четырех новых российских регионов. Так, в 2023 году ими была подана 31 заявка (ДНР — 14, ЛНР —14, Запорожская область — 3), которые готовили Региональные центры компетенций (РЦК) из субъектов РФ — «шефов территорий». С 2022 года бюджет конкурса увеличился на 10 млрд рублей, а в 2023 году состоялся первый отдельный конкурс для городов Дальнего Востока с общей суммой финансирования в 5 млрд рублей.

С 2018 года в общей сложности было отобрано 800 победителей — на реализацию проекта потратили больше 50 млрд рублей из федерального бюджета. Вместе с тем, как отмечает директор дивизиона «Городская экономика» АСИ Ольга Захарова, «уже сейчас статистика участия городов в конкурсе показывает, что 43% муниципалитетов, которые принимали участие в конкурсе, за пять лет ни разу не выигрывали, а 20% вообще не участвовали». Это, по ее словам, говорит о некоем расслоении: есть заинтересованные и успешные регионы и муниципалитеты с опытом реализации проектов-победителей, с которыми работают сильные команды, есть регионы-середнячки и «отстающие» — те, кто никогда не участвовал в конкурсе или только начинает и зачастую в первый раз сталкивается с проигрышем.

Сегодня едва ли не главный залог успеха участия в конкурсе — сильный РЦК. «При анализе итогов выявлена закономерность, что при отсутствии централизованной подготовки конкурсных заявок на уровне региона с привлечением центра компетенций качество подготавливаемых проектов существенно хуже, процентное соотношение победивших заявок к поданным низкое, — поясняет Ольга Захарова. — Например, за пять лет в Челябинской области было направлено на конкурс 43 заявки, из них победителями стали всего шесть (14%). В Ивановской области за тот же период было подготовлено 29 заявок, победила 21 (72%). Объяснение простое: в Челябинске РЦК до 2022 года не было, а в Иваново он давно есть».

Подробнее сайт ЧМСС


Возврат к списку




Яндекс.Метрика