— Новости


07.09.2017

Техприсоединение к сетям: только конкурентные процедуры по выбору подрядчика

Челябинское УФАС России публикует разъяснение Центрального аппарата ФАС России по вопросу осуществления ГУПами и МУПами, являющимися субъектами естественных монополий, закупок у единственного поставщика.

Применение статьи 93 Закона о контрактной системе при закупке работ по технологическому присоединению не предоставляется возможным, поскольку в рамках указанного контракта предусмотрено выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» с 01.01.2017 муниципальные унитарные предприятия при осуществлении закупочной деятельности должны руководствоваться положениями Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Таким образом. Закон о контрактной системе регулирует отношения, связанные с расходованием денежных средств.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Таким образом, заказчики при расходовании денежных средств обязаны осуществлять отбор поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурентных процедур, установленных статьей 24 Закона о контрактной системе, либо у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, установленных исключительно статьей 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика при осуществлении закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария.

Согласно статье 3 Закона о естественных монополиях естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. При этом субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях указанным федеральным законом регулируется в том числе деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии.

Напомним, что Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" с 01.01.2017 г. действие Закона № 44-ФЗ о контрактной системе  распространено на все закупки государственных и муниципальных унитарных предприятий.

В этой связи МУПы с 01.01.2017 г. осуществляют свою закупочную деятельность в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе. Согласно изменений в ФЗ 44 после заключения договора  техприсоединения между застройщиком и МУП ПОВВ последнее обязано провести комплексные процедуры по определению подрядчика на выполнение работ.

При осуществлении мероприятий по техпросоединению строящихся объектов обозначилась проблема запрета на возможность самостоятельного строительства застройщиком сетей коммунально-инженерной инфраструктуры при подключении к данным сетям за счет платы за техприсоединение. Как правило, застройщики при возведении объектов выступают за самостоятельное строительство сетей в целях сокращения временных затрат на подключение к сетям. До 01 января 2017 г. в положениях о закупках сетевых организаций предусматривалась возможность создания сетей самим застройщиком как единственным поставщиком. Однако с начала 2017 г. создание абсолютно всех сетей, даже отнесенных к самому объекту строительства, попадают, например МУП ПОВВ, под электронные аукционы. То есть застройщик не знает в процессе строительства, какой подрядчик будет создавать сети к его объекту, какого качества они будут созданы и в какие сроки. Кроме того, согласно законодательству техприсоединение должно быть осуществлено в срок до 18 месяцев. Сегодня строители стараются возводить объекты  гораздо раньше этого срока, при этом они не имеют возможности влиять на сроки строительства сетей водопровода и канализации к объектам. В результате теряется управление строительства объекта и срываются обязательства перед участниками долевого строительства.

Данная проблема неоднократно обсуждалась и с участием Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области и с Министерством тарифного регулирования Челябинской области. Например, Челябинским УФАС России еще в рамках Экспертного совета в топливно-энергетическом комплексе обозначена проблема упрощения осуществления процедуры техприсоединения субъектами естественных монополий.

Ранее Челябинское УФАС России и Минтариф по Челябинской области предлагали включить в Положение о закупке возможность осуществления закупки у единственного поставщика при заключении с заявителем договоров подряда на проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы для техприсоединения в рамках заключенного с заявителем договора об осуществлении техприсоединения. Прежде всего, данная инициатива направлена на застройщиков, обладающих соответствующими разрешениями на строительство объекта.

Для прояснения ситуации с ГУПами и МУПами, которые с нынешнего года осуществляют закупки по 44-ФЗ, в Центральный аппарат ФАС России было направлено обращение о разъяснении возможности применения осуществляющими техприсоединение субъектами естественных монополий ст.93 Закона о контрактной системе.



Возврат к списку




Яндекс.Метрика