— Новости отрасли


17.01.2018

Реформа контроля

Необходимо переподчинить и укрупнить все надзорные органы.

Из выступления председателя счетной палаты Российской федерации Татьяны Голиковой на Гайдаровском форуме в ходе дискуссии по теме «Эффективность бюджетных расходов как зеркало госуправления»

- В среднем ежегодно проводится почти 1 млн проверок, при этом на долю 4 служб (Роспотребнадзор, ФНС России, Ростехнадзор, Роструд) приходится 78% этого объема. Общий объем поступлений от штрафов, санкций, возмещения вреда в 2016г. по 53 главным администраторам доходов федерального бюджета составил 36,8 млрд руб., или почти 65% денежных взысканий.

При таком количестве проверок нарушения обязательных требований в среднем ежегодно выявлялись только в 59,5% проверок. При этом, обратите внимание, средняя доля выявленных нарушений, зафиксировавших фактический вред, составляет немногим более 2%. Это характеристика деятельности сегодняшних контрольно-надзорных органов. Исключение составляет Федеральная налоговая служба, которая среди служб является наиболее эффективной по всем показателям.

Одна из причин такого состояния — подведомственность служб, осуществляющих контроль и надзор, министерствам, в сферах регулирования которых они этот надзор осуществляют.

На наш взгляд, возможна постановка вопроса об изменении подведомственной подчиненности 14 служб, имеющих территориальные органы и подведомственные учреждения, необходимые для выполнения функций по контролю и надзору. При этом службы, для которых контрольно-надзорная деятельность является сопутствующей, могут сохранять ведомственную принадлежность.

При этом нормативно-правовое регулирование в этих сферах в части контрольно-надзорной деятельности может осуществляться соответствующими министерствами по согласованию со службами, поскольку последние, осуществляя контрольно-надзорную деятельность, наиболее четко понимают пробелы действующего законодательства.

Сегодня, как вы знаете, внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который данный аспект вообще не рассматривает. В качестве основного он предлагает использование риск-ориентированного подхода при организации контроля. Вместе с тем, этот закон не определяет критерии присвоения категорий риска и методику определения таких рисков.


Возврат к списку




Яндекс.Метрика