— Новости


Размещено: 13.07.2016 15:10, изменено: 22.08.2016 16:44

Обзор важных изменений в законодательстве

Президентом России Владимиром Путиным подписан ряд законов, направленных на совершенствование законодательства в строительной сфере, существенно изменяющих  порядок деятельности проектных и строительных компаний и затрагивающих ключевые направления: долевое строительство, система саморегулирования, документация по планировке территорий, комплексное развитие территорий, контрактная система, ценообразование, порядок подготовки проектной документации и ее экспертизы, проектная документация повторного использования и др.

В разработке предложений в проекты большинства указанных законов активное участие принимали Союз строительных компаний Урала и Сибири, Челябинский межрегиональный Союз строителей (а также строительные компании, входящие в их состав), Национальное объединение строителей, Национальное объединение застройщиков жилья. Примечательно, что ряд предложений учтены.

1. закон (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") вступает в силу с 01 июля 2017 г., который внесет изменение в действующее законодательство о долевом строительстве. Он устанавливает требования к уставному капиталу компании в зависимости от площади возводимого ею жилья, заметно расширяет перечь информации, которую застройщик должен раскрывать в проектной декларации и на своем официальном сайте, и вводит понятие целевого использования средств граждан. Также закон вводит новый механизм, обеспечивающий права граждан - соинвесторов – компенсационный фонд долевого строительства, который будет обеспечивать завершение строительства многоквартирных домов в случае неисполнения застройщиком своих обязательств. Подробнее об основных новеллах закона можно ознакомиться здесь.

2. закон (Федеральный закон от 03.07.2016 № 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации") вступает в силу с 1 января 2017 г., за исключением положений, для которых статьей 10 установлены иные сроки вступления их в силу (Пункты 12, 16, подпункт "к" пункта 18, пункт 33 статьи 1, абзацы третий и четвертый подпункта "а" пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2017 г. Статья 3, абзац второй подпункта "а" пункта 1, пункты 2 - 4 статьи 4 вступают в силу 4 июля 2016 г.

Скорректированы ГрК РФ и иные законодательные акты. Поправки направлены на совершенствование регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечение комплексного и устойчивого развития территорий.

В ГрК РФ разделены понятия "линейные объекты" и "красные линии" и введено самостоятельное "линейные объекты". Кроме того, включены термины "элемент планировочной структуры" и "деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории".

Установлены дополнительные требования к карте градостроительного зонирования и градостроительному регламенту.

Сокращен состав документации по планировке территории. Теперь она включает только 2 документа - проект планировки и проект межевания. Градостроительный план земельного участка отнесен к информационным документам. Вместе с тем застройщики, как и ранее, должны представлять его для получения разрешения на строительство. При этом в плане предусмотрено больше информации. Он выдается на 3 года.

Проект планировки территории, как и ранее, служит основой для разработки проекта межевания. Однако не во всех случаях. Исключением являются ситуации, когда в границах территории не планируется вести деятельность по комплексному и устойчивому развитию либо размещать линейные объекты. Кроме того, существенно расширен состав основной части проекта планировки и материалов по его обоснованию. Проект межевания разделен на основную часть, подлежащую утверждению, и материалы по его обоснованию. Основная часть содержит текстовую часть и чертежи межевания. Закреплены положения об инженерных изысканиях для подготовки документации по планировке.

Ранее решения о подготовке документации по планировке территории принимали уполномоченные органы исполнительной власти и местные власти. Согласно поправкам, некоторым лицам такое решение не потребуется. Это те, с кем заключены договоры о развитии застроенных территорий, договоры о комплексном освоении территории, правообладатели подлежащих реконструкции линейных объектов и др. Они сами обеспечивают подготовку документации на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.

Кроме того, регламентированы различные типы процедур комплексного развития территории.

3. закон (Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), вступает в силу с 1 июля 2017 г., за исключением отдельных положений, для которых статьей 9 предусмотрен иной срок вступления их в силу.

Скорректированы требования к выполнению работ по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации, строительного подряда.

С 01 июля 2017 г. прекращается действие свидетельств о допуске. Без членства в СРО можно выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 млн руб.

Не нужно вступать в СРО физлицам, занимающимся строительством (капремонтом) индивидуального жилого дома, а также лицам, строящим гаражи, вспомогательные сооружения, киоски и т. п. Государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям, а также юрлицам с долей участия государства (муниципалитета) более 50% не требуется быть членами СРО при выполнении таких работ для органов власти и организаций госсектора.

Изменены условия и порядок приобретения статуса СРО. Скорректированы правила формирования компенсационного фонда возмещения вреда. Дополнительно предусматривается формирование в ряде случаев компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Регламентированы правила размещения средств указанных фондов в банках.

Установлены новые требования к разработке СРО стандартов и внутренних документов.

Вводятся требования к специалистам по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Предусмотрено введение национальных реестров таких специалистов.

Усовершенствованы порядок приема в члены СРО и правила осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов, вводится принцип «регионального членства» в СРО.

Вводится административная ответственность за нарушение СРО порядка предоставления документов и сведений для ведения госреестра СРО, а также за нарушение законодательства о хранении документов.

Кроме того, в перечень особо опасных и технически сложных объектов включены подвесные канатные дороги, что позволит обеспечить надзор за ними на протяжении всего их жизненного цикла.

4. закон (Федеральный закон от 03.07.2016 № 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") вступает в силу с 1 сентября 2016 г.

Скорректированы отдельные законодательные акты в части заключения госконтрактов с инвесторами специальных инвестконтрактов.

Так, заказчикам предоставлено право закупать по регулируемым ценам у единственного поставщика товар, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено в России в соответствии со специальным инвестконтрактом. Единственным поставщиком такого товара может устанавливаться инвестор указанного контракта (привлеченное им лицо).

Соответствующее решение принимает Правительство РФ. При этом должен быть соблюден ряд условий. Спецконтракт должен быть заключен Российской Федерацией, а объем инвестиций в соответствии с ним составлять более 3 млрд руб. Также требуется, чтобы производство товара велось российским юрлицом, а страной происхождения товара была Россия. Кроме того, спецконтракт должен включать ряд отлагательных условий (в их числе - право инвестора заключать контракты на поставку товара). Эти условия применяются, если принято вышеназванное решение. Информация об инвесторе, определенном единственным поставщиком, включается в специальный реестр. Его ведет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

Также предусмотрена возможность закупки у единственного поставщика товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории субъекта Федерации в соответствии с госконтрактом. Заключать такой контракт могут только заказчики данного региона и муниципалитетов, находящихся на его территории, а единственным поставщиком товара вправе быть юрлицо, с которым он заключен. Речь идет о контракте, предусматривающем встречные инвестобязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара в регионе в целях обеспечения его нужд.

Кроме того, Правительство РФ и Минпромторг России наделены дополнительными полномочиями в сфере промышленной политики.

5. закон (Федеральный закон от 03.07.2016 № 369-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений") вступает в силу 4 июля 2016 г., за исключением статьи 2 настоящего Федерального закона, которая вступает в силу 1 января 2017 г., направленный на реформирование системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве.

Претерпели изменения Градостроительный кодекс РФ и Закон об инвестиционной деятельности в форме капвложений.

В частности, прописаны новые полномочия федеральных органов госвласти. К их компетенции отнесено ведение федерального реестра сметных нормативов и федеральной госинформсистемы ценообразования в строительстве, установление порядка мониторинга цен строительных ресурсов, включая виды и правила предоставления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, утверждение методик расчета последних, принятие сметных норм.

Предусмотрено, что сметные нормативы, внесенные в федеральный реестр, и сметные цены строительных ресурсов должны применяться при определении сметной стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств бюджетов и юрлиц, созданных публичными образованиями, организаций, в которых доля участия таких образований составляет более 50%. Также их необходимо учитывать при расчете сметной стоимости капремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребкооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме.

6. закон (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 368-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации") вступает в силу с 1 сентября 2016 г.

Усовершенствован порядок проектирования объектов капстроительства.

Введены понятия «Проектная документация повторного использования, экономически эффективная проектная документация повторного использования и модифицированная проектная документация

Далее,

При подготовке проектной документации по объектам, строительство которых обеспечивается органами власти или компаниями с долей участия государства (муниципалитета) более 50%, в обязательном порядке следует применять экономически эффективную проектную документацию повторного использования (кроме строительства особо опасных, технически сложных объектов, реконструкции объектов культурного наследия). Критерии экономической эффективности такой документации определит Правительство РФ. Эта документация должна иметь положительное заключение госэкспертизы.

При отсутствии экономически эффективной проектной документации повторного использования аналогичного объекта подготовка проектной документации должна осуществляться с соблюдением установленных критериев экономической эффективности.

При проведении экспертизы проектной документации, подготовленной с использованием проектной документации повторного использования, оцениваются лишь те разделы проектной документации, в которые вносились изменения.

Не проводится экспертиза модифицированной проектной документации на объекты капстроительства при следующих условиях. До модификации документация получила положительное заключение экспертизы. Модификация не затрагивает конструктивные и другие характеристики безопасности объекта. Если строительство (реконструкция) объекта финансируется из бюджета или обеспечивается компаниями с долей участия государства (муниципалитета) более 50%, модификация не должна приводить к увеличению сметы.

Подобный подход уже применяется в отношении линейных объектов.

Выполнение вышеуказанных условий должно быть подтверждено заключением органа или организации, проводивших экспертизу проектной документации объекта капстроительства. Названная организация, выдав такое заключение, несет ответственность за вред, причиненный в результате применения модифицированной проектной документации.

Предусматривается возможность продления срока проведения государственной экспертизы проектной документации по заявлению застройщика или технического заказчика.

Кроме того, предусмотрено ведение единого госреестра заключений экспертизы проектной документации объектов капстроительства.

  

Для подготовки материала использованы ссылки: правовая система ГАРАНТ,
  http://www.uniteddevelopers.ru





Яндекс.Метрика